Центр циклона - как делаются духи [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжи Нька

[ website | мои ФРИ ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

как делаются духи [Feb. 26th, 2007|08:10 pm]
Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
Тем, кто читал и смотрел "Парфюмера", процесс создания духов может представляться загадочной алхимией. То, как это происходит на самом деле, развенчивает некоторые иллюзии и дает пищу для размышления. Вот глава из новой книги The Secret of Scent Луки Турина, химика, создателя парфюмерных молекул и родоначальника жанра парфюмерной критики. Я перевела этот текст потому что, как мне кажется, он важен для понимания базовых вопросов и снимает многие излишние. Перевод местами вольный и выполнен на скорую руку, но примите как есть.



"Существуют шесть больших многонациональных парфюмерных компаний, стоящих миллиарды долларов (IFF, Firmenich, Givaudan, Quest, Symrise и Takasago), и бесчисленное множество мелких. Большая шестерка (и небольшая компания, в которой я работаю) имеет привилегию создавать новые парфюмерные молекулы. Другие же фирмы только смешивают то, что производится и продается парфюмерными гигантами. Те молекулы, что не поступают в продажу, остаются для внутреннего использования (их называют "кэптивными", от captive).

Чтобы понять, как работает парфюмер, посмотрим на его стол. Справа, на маленьком подносе, приготовленном коммерческим департаментом, находится два десятка небольших пузырьков с ароматами конкурентов, только что поступившими на рынок. Здесь только самое интересное и самое удачное - учитывая, что в 2003 году выходило 8 новых ароматов в неделю.* Но, конечно, большинство из них – перепевы старого и успешного, так что бесконечные и бессмысленные версии одного и того же отбрасываются.

На следующем подносе - стопка компьютерных распечаток, содержащих результаты газохроматического анализа и масс-спектрометрии наиболее интересных духов. Эти данные ложатся на стол парфюмеру почти сразу после того, как новый аромат окажется доступным. Комментарии к ним делаются высокопрофессиональными химиками-аналитиками, поскольку необходимо точно идентифицировать группы пиков на графиках. Нужно распознать и натуральные материалы, и синтетические, среди которых встречаются кэптивные. Они защищены патентом и копировать их нельзя. Некоторые, с очень мощным запахом, присутствуют в незначительных количествах, по этой причине их бывает сложно распознать. Впрочем, такие молекулы редко бывают очень важны для создания конечного продукта, потому что всегда доступны альтернативы.

Вооруженные распечатками, парфюмеры могут быстро воссоздать любой не слишком сложный аромат. Это ценно, поскольку множество клиентов, в своей бесконечной мудрости, хотят что-нибудь похожее на уже существующий и популярный парфюм. Процесс становится более сложным, когда духи содержат много натуральных материалов, поскольку их труднее и распознать, и найти точно такие же.

На следующем подносе находятся образцы новинок ароматериалов. Часть из них - натурального происхождения и поступает от компаний-производителей со всех точек земного шара. Фирмы присылают их в надежде на то, что парфюмер использует их в своих следующих Великих Духах. Ведь даже один процент вещества в конечном продукте, успехом подобным диоровскому J’adore, означает тонны закупленного у поставщика сырья, - скажем, абсолюта жасмина. Если вы – маленький индийский производитель и продаете его по несколько сотен долларов за кило – для вас это сумасшедший заказ.

Однако, хотя натуральные ингредиенты обычно сложны и отличаются богатым ароматом, они дороги, а качество их непостоянно. Прежде, чем остановиться на каком-либо компоненте, парфюмер должен пробиться через строй бухгалтеров и ответственных за поставки, которые не хотят связываться с новым сырьем, пока не увидят, что качество продукта не меняется год от года. Если вы поставщик и только выводите на рынок новый продукт, вы можете столкнуться с преградой сорта «уловки 22» - никто не покупает ваш товар, потому что никто прежде не покупал его.

Непосредственно перед парфюмером на столе находится то, над чем он работает сейчас. Обычно духи проходят несколько десятков, а то и сотен проб. Все пробы делаются в лаборатории за соседней дверью, техниками, которые проводят свои дни, отмеривая ингредиенты по формулам. Различные варианты маркируются названием проекта и номером пробы, и оцениваются ежедневно, специалистом-оценщиком, который приходит, пробует разные версии, обсуждает их с парфюмером и выбирает те, которые будут предложены бренду, давшему компании бриф-описание духов. Брифы варьируются от великих от смешных, с решительным преобладанием последних. Тем не менее, компании сражаются за брифы, и, когда бриф выигран, им предстоит еще большая работа по созданию окончательной версии аромата.

Духи пробуются с блоттеров-полосок бумаги, на которых нанесен логотип компании. Блоттеры располагаются веером на специальных «деревцах» - они позволяют перенюхать несколько блоттеров за очень короткое время – что удобно для сравнительных проб.

И, наконец, рядом с телефоном стоит самое важное – компьютер, который рассчитывает текущую стоимость формулы после каждой модификации. Десять лет назад люксовые духи стоили 200-300 евро за кило концентрата. Сейчас 100 евро – это дорого. При этом лишь 3 процента от магазинной цены флакона приходятся собственно на аромат. Остальное – это упаковка, реклама и прибыль. ** Удешевление формулы – это главная причина, по которой большинство новинок – полное г… Другие причины – рабское подражание, вульгарность, глубокое невежство, боязнь провала, полное отсутствие мастерства и смелости.

Самая обширная часть сегодня парфюмерии – не люкс, а «функциональная парфюмерия». В наши дни пахнет все – и кто-то решает, чем это «все» будет пахнуть. 100 евро для этой отрасли – выигрыш в лотерею, обычно обходятся 15-ю.*** Однако – благодаря одаренности создателей – многие отдушки пахнут очень неплохо. И некоторые идеи проникают из функциональной парфюмерии в люксовую чаще, чем наоборот.

Встречаются функциональные ароматы, которые действительно являются произведениями искусства: я бы заплатил серьезные деньги за флакон кондиционера для ткани Stergene 1972 года, который пах потрясающе.

И последнее слово в грязной теме денег: в люксовой парфюмерии есть ценовой предел, опустившись за который, невозможно сделать приличных духов – и мы сейчас находимся на этой границе. Однако дорогое не обязательно означает лучшее. Некоторые великие духи прошлого были созданы по относительно недорогим формулам. И, конечно же, всегда возможно смешать самые ценные материалы и получить на выходе супердорогое варево."
_______

Мои примечания:
*В 2008 году их будет в два раза больше.
** По этому поводу у меня уже был эмоциональный текст, навеянный разговорами с парфюмерами, отечественными дистрибьютерами и потребителями. Цифры, приведенные инсайдерами, находились в полном согласии с туриновскими.
*** Интересно, что часто ароматы миддл- и масс-маркета по стоимости композиции не уступают люксовым, на композию отводится около 50 евро. Экономия идет на упаковке, на рекламе, но главное - на идеях и создателях.

upd. Большая просьба текст не копировать, а при желании процитировать - просто давать ссылку.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]ne_nastye
2007-02-26 05:59 pm (UTC)

(Link)

очень интересно, спасибо Вам большое.
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-26 07:21 pm (UTC)

(Link)

Я очень рада :)
(Deleted comment)
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-26 07:22 pm (UTC)

(Link)

Ну как же не купить? Никак нельзя не купить :) И Ги Робера тоже, вместе с французским словарем :)
[User Picture]From: [info]hemail
2007-02-26 06:47 pm (UTC)

(Link)

Всегда было интересно как это делается на самом деле, постараюсь осилить!
Прочитаю топишусь! Спасибо!
[User Picture]From: [info]hemail
2007-02-26 06:57 pm (UTC)

(Link)

Познавательно! Ещё раз спасибо!
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-26 07:22 pm (UTC)

(Link)

На здоровье :)
[User Picture]From: [info]valalolaguto
2007-02-26 07:59 pm (UTC)

(Link)

Eto otnositsia i k novim Chanel? tiajelo poverith, a kak sozdavalis duhi ranche?
From: [info]misssuccess1
2007-02-26 08:08 pm (UTC)

(Link)

уловка 22

это что, стало утвердившимся словом с русском языке?)))
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-26 08:11 pm (UTC)

(Link)

Так переводится на русский название книги, о которой идет речь.
Но с интересом выслушаю ваши предложения по переводу :)
From: [info]misssuccess1
2007-02-26 08:14 pm (UTC)

(Link)

catch 22 eto slovosochetanie, chertova petlja po russki, tupik )))
From: [info]misssuccess1
2007-02-26 08:17 pm (UTC)

(Link)

variantov tut net, u vas oshibochka )))
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-26 08:18 pm (UTC)

(Link)

Это не у меня ошибочка:
http://lib.ru/INPROZ/HELLER/catch22.txt
From: [info]misssuccess1
2007-02-26 08:29 pm (UTC)

(Link)

)))
From: [info]misssuccess1
2007-02-26 08:52 pm (UTC)

(Link)

nu ja ne slishala o knige, kajus', spasibo za infu
ja znaju catch 22" kak slovosochetanie vo smislom "po krugu", "mertvaja petlja")
kniga-to o letchike, vrode, da?)))
[User Picture]From: [info]ullr
2007-02-26 11:00 pm (UTC)

(Link)

>"po krugu", "mertvaja petlja"
Это не совсем точно. Вот как определяет Dictionary.com:

1.a frustrating situation in which one is trapped by contradictory regulations or conditions.
2.any illogical or paradoxical problem or situation; dilemma.
3.a condition, regulation, etc., preventing the resolution of a problem or situation; catch.
[Origin: from a military regulation in a novel of the same name (1961) by U.S. novelist Joseph Heller (born 1923)]
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-26 08:09 pm (UTC)

(Link)

Нет, к новым Шанелям это не относится :) И к Шанели вообще.
У Шанель своя лаборатория, свои штатные парфюмеры, свои поставщики, даже немного своих плантаций в Грассе. Шанель на материалах никогда не экономила. А эксклюзивы - вообще вещь не массовая, поэтому Польж мог позволить себе любые ингредиенты.

Как создавались духи раньше - это хороший вопрос. Мне приедется перевести что-нибудь из Ги Робера, наверное :) Но он на французском, это сложнее :)
[User Picture]From: [info]valalolaguto
2007-02-27 07:54 am (UTC)

(Link)

Interesna istoria sozdania kelnskoy vody (KOlnisch wasser) na www.4711.com , ih sostav ispolzovli v kachestve podarka!
[User Picture]From: [info]marina_007
2007-02-27 12:58 pm (UTC)

Ги Робер

(Link)

С большим удовольствием читаю ваши эссе, спасибо.

Могу предложить, если интересно, помощь в переводе - сделать улучшенный подстрочник Ги Робера (на понятие "перевод" не замахиваюсь, так как тематика уж больно специфическая, а перевод все-таки моя профессия, поэтому и формулирую осторожно).

Сейчас вдруг образовалось свободное время, и мне это было бы приятно.
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-27 01:07 pm (UTC)

Re: Ги Робер

(Link)

Большое спасибо за предложение. А какой объем вам был бы не обременителен?
Вся книга - около 200 страниц, равных машинописным.
[User Picture]From: [info]marina_007
2007-02-27 09:40 pm (UTC)

Re: Ги Робер

(Link)

Если у васс есть в электронном виде - идеально. Предлагаю начать сразу, а там видно будет. Пока время есть, надо пользоваться. Могу начать хоть завтра. И посмотрим, как вам подходит текст...
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-27 10:12 pm (UTC)

Re: Ги Робер

(Link)

Нет ни электронного вида, ни даже скана. Могу постепенно делать фотокопии. Сможете ли вы с картинками работать или надо придумать что-то еще?
[User Picture]From: [info]marina_007
2007-02-27 09:46 pm (UTC)

Re: Ги Робер

(Link)

Да, мой адрес
nm007@dial.oleane.com
[User Picture]From: [info]sologram
2007-02-26 09:07 pm (UTC)

(Link)

Спасибо!
From: (Anonymous)
2007-02-26 09:11 pm (UTC)

Лет сорок назад...

(Link)

я побывал у друзей во Всесоюзном институте синтетических душистых веществ, что был у метро "Новые Черемушки". Там моя однокурсница Соня Бельфер колдовала за полукруглым столом на манер органной клавиатуры. На четырех или пяти этажах полочек стояла не одна сотня бутылочек с пипетками. Соня капала из них на те самые бумажные полоски, издалека обнюхивала, помахивая... и выкидывала в ведро.

И никаких там хроматографов и масс-спектрометров. Один только НОС с очками на нем и рыжей шапкой волос сверху.

У них там была проблема - перестали бить кашалотов и возник дефицит амбры. Ничего, поднатужились и придумали вполне пригодный заменитель.

Институт этот одним из первых погиб при катастройке. Где-то теперь Соня Бельфер?

А.М.
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-26 09:18 pm (UTC)

Re: Лет сорок назад...

(Link)

Соня Бельфер? Не Алла? Сестра? Племянница?
Алла Бельфер - известный советский парфюмер, она и не так давно создала нескольк интересных ароматов для отечественной марки.
Я могу поискать ее телефон - у меня где-то был.
From: (Anonymous)
2007-02-27 03:57 am (UTC)

Re: Лет сорок назад...

(Link)

Да, да, конечно - Алла! Извините, - этот, как его, - эклер. Именно, Алла!

Вряд ли она меня помнит, так что разыскивать ее я не стану, но буду признателен за минимальную информацию - работает ли она сейчас, где и как живет...

Так много сверстников умерли или исчезли за бугром, что любые сведения об оставшихся несказанно ценны и приятны.

Еще добавлю, что у нас в Советском Союзе были не только хорошие парфюмеры, но также химики и биофизики, много сделавшие для понимания механизов восприятия запахов и химических сигналов (это не совсем одно и то же) - Минор, Зинкевич... Если не возражаете, я как-нибудь расскажу об этом здесь в виде комментария.

А.М.
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-27 09:48 am (UTC)

Re: Лет сорок назад...

(Link)

Конечно, это очень интересно, спасибо вам заранее.
Напишите мне, пожалуйста, по адресу ezhinka@mail.ru, я расскажу то, что знаю об Алле Бельфер.

Вот что я о ней уже писала:
http://community.livejournal.com/aromat/380927.html

А вот здесь интервью с ней Димы Быкова, а в комментариях - много информации по ссылкам:
http://community.livejournal.com/parfumanechka/10768.html
(Screened comment)
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-27 12:05 pm (UTC)

Re: Чем пахнет?

(Link)

Огромное спасибо. Если не возражаете, я этот текст помещу отдельным постом :)
From: (Anonymous)
2007-03-02 05:24 am (UTC)

Хорошо в краю родном…

(Link)

У этологов в ходу термин imprinting, по-русски, - запечатление. Речь идет о том, что в некоторые периоды своей жизни и люди, и другие животные непроизвольно закрепляют в памяти определенные образы и впечатления. Раз и навсегда! Это – отдельная тема, скажу только, что нет ничего прочнее воспоминаний о запахах детства.

О них много сказано в художественной литературе - в прозе и стихах, - но я приведу здесь только три абзаца из пока не напечатанных воспоминаний, автор которых по моей просьбе слегка причесал эту обширную цитату...

- Среди тысячи духов я отличу "Красную Москву" - ее аромат утром означал, что мать приходила с танкового завода, где пропадала неделями. Пришла, когда я уже спал, помылась, переоделась и рано утром, когда я еще спал, ушла на завод. Полынь и ромашка - мир гигантского пустыря за ЧГРЭС. И еще один запах, который сейчас уже не встретишь, но лет тридцать тому назад он еще попадался в дачных поселках и на рабочих окраинах в провинции. Этот запах неповторим, он сулит что-то очень хорошее, но я забыл, что именно.

- Однажды в Плесе я учуял знакомый, но таинственный запах и шел на него по улице, а потом по двору, между грядками, шел, пока не уперся в маленькую досчатую кухоньку. Все ясно! Это вонь свежезадутой керосинки, - если бабушка чего и боялась, так только примуса. Давно сгинула наша керосинка, вместе с керосином, который уже в Москве перед отъездом на дачу я ежегодно натаскивал в оплетенную бутыль из белокаменной лавки на Собачьей площадке. Я чтил эту лавку, потому что у ее входа золотом по мрамору значилось - "Здесь жил Пушкин". Ничего не осталось и от той лавки, и от многажды воспетой Собачьей площадки с ее булыжником внутри трехугольной ограды и памятником неизвестному обелиску, но керосинка вдруг напоминает о себе то запахом, то прямоугольным кусочком слюды, неожиданно вывалившимся из детской книжки.

- Кто сейчас помнит запах довоенных сосисок? А я помню этот запах в сочетании с морозом - мать подтвердила, что однажды сосиски чудом были розданы по эвакуационным теплушкам. Уже в восьмидесятых годах я неожиданно ощутил их благоухание в гастрономе на Смоленской. Не обнаружив источник, отправился к администратору, и тот, смеясь, сказал, что под прилавком стоит ящик со спецсосисками, почему-то не допущенными до спецедоков. Он вынес мне душистый пакет, а я в благодарность рассказал ему о фарфоровых кофейных мельницах и потрясающих машинах для резки ветчины, когда-то украшавших вверенное ему торговое предприятие. Машины сияли никелем, их кривые лапы ходили взад-вперед, бережно подхватывая розовые с белым лепестки.

Что можно к этому добавить?

Dixi

А.М.

[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-03-26 04:24 pm (UTC)

Re: Хорошо в краю родном…

(Link)

Спасибо огромное.
[User Picture]From: [info]fatessa
2007-02-26 09:28 pm (UTC)

(Link)

спасибо большое!
[User Picture]From: [info]nelis
2007-02-26 11:56 pm (UTC)

(Link)

Спасибо, очень интересно :)
[User Picture]From: [info]yakovis
2007-02-27 03:14 am (UTC)

(Link)

Интересно все-таки, что произойдет на нашем веку с индустрией продаж. Ведь не только в этой области 97% стоимости уходит на маркетинг, розницу etc. И кто-то должен научиться в своих небольших нишах использовать эту ситуацию.
[User Picture]From: [info]libellule_fun
2007-02-27 07:50 am (UTC)

(Link)

Охохонюшки, а я-то думаю, почему подобрать духи - такая проблема для меня. Хорошо, если за год один аромат понравится.
[User Picture]From: [info]la_myrrhe
2007-02-27 09:02 am (UTC)

(Link)

Спасибо за труд! Вот что показалось странным: парфюмер начинает свой день с анализа ароматов конкурентов, чтобы сделать такоеже, но чуть другое. Как же тогда постоянные "инновации" с их перевернутыми пирамидами, современными шипрами и т.д.?
[User Picture]From: [info]ezhinka
2007-02-27 10:03 am (UTC)

(Link)

Весь этот текст, конечно, относится к рядовому труду парфюмера из большой корпорации, которая дерется за брифы для ароматов Бритни Спирс или Кэрри Бредшоу, как ее там :)
Эксклюзивные вещи домов, которые сами занимаются своими ароматами (Герлен, Шанель, Эрмес), конечно, делаются не на таком потоке :)
[User Picture]From: [info]la_myrrhe
2007-02-27 10:57 am (UTC)

(Link)

Спасибо за разъяснение :)
From: (Anonymous)
2007-03-28 01:36 pm (UTC)

(Link)

Извините, у меня нет аккаунта "здесь", и не хочу заводить раи одного случая, не мог ли бы вы, мне дать вашу аську или почту. У меня несколько вопросов по поводу производства. worktemp@gorodok.net
Игорь
[User Picture]From: [info]bumbiere
2007-02-27 12:25 pm (UTC)

(Link)

спасибо, было интересно и познавательно!
From: [info]barbarissa
2007-02-27 01:35 pm (UTC)

(Link)

Спасибо за труды. Очень правильный текст для faq
From: [info]ex_ex_ex_va
2007-03-13 09:32 pm (UTC)

(Link)

очень интересно, спасибо большое!
[User Picture]From: [info]muscarik
2008-03-22 08:58 am (UTC)

(Link)

Спасибо, очень интересное чтение!
Твердо надеюсь почитать книгу Ги Робера -- вся надежда на добрых франкофонов!